530 км по Альпам, ч.2. Alpine Pass Route

Ну-с, после вступлений перейдём к главному и скажем пару слов о горах. Конечно, Альпы впечатляют! Возможно, у нас, где-нибудь на Кавказе есть места и получше. Но можно ли в данном случае говорить “у нас”, если путешествовать восточнее Архыза, не имея знакомых среди местного населения, иногда может быть небезопасно?

Нет, в Альпах подобных проблем нет. После них не хочется думать ни о Кавказе, ни, тем более, о горном Крыме, где, хотя и более безопасно, но егеря, как говорят, не дают проходу и горы уже другие. Дорога из Москвы до Цюриха сопоставима с ценами до Алтая, а обустроенность западных троп на порядок выше наших. Воду в Швейцарии без проблем можно найти каждые два-три часа на протяжении всего пути в поилках для пасущегося скота (и не только). Единственный недостаток – дорогая инфраструктура: еда, проживание, транспорт. Но это, скорее, закономерная плата за общий комфорт.

Нет смысла подробно описывать впечатления от всех перевалов, долин, рек и пиков, что мы прошли. Что-то я покажу на фото, но, разумеется, всё это стоит увидеть самому. Вот например, перевал Клаузенпасс, на который мы поднялись вечером четвёртого дня:

Перевал KlausenPass, 1948 м

Был сильный ветер с дождём. Практически все места, подходящие для ночлега, были затоплены. В рюкзаке всё было сырое (фу как не люблю). А с утра мы проснулись под мокрым снегом. Тент заметно провисал под его тяжестью, и вокруг всё было бело. Термометр показывал +1 С. Было немного зябко, но очень красиво – люблю свежевыпавший снег на залёной траве с листвой. Такой пейзаж почему-то напоминает мне родной заполярный Север в середине осени, когда первый снег только-только покрывает сопки.

Вообще, погода нас радовала не всегда. По нашим подсчётам примерно половину пути мы шли под дождём, ещё чаще было просто пасмурно, а иногда мы попадали в туман или в облака. В такие моменты на волосах, бороде, ворсинках одежды и даже на ресницах появляются капли, настолько мелкие, что волосы становятся белыми и кажется будто ты весь седой.

Так что солнца лично мне иногда не хватало. Помню, выходя на один перевал, мы шли в таком сыром “молоке”, а Рик, подсматривая в путеводитель, рассказывал нам какие незабываемые красоты мы должны были видеть сейчас вокруг.

Немного отвлекусь от гор и скажу о здоровье. Первые дни после старта я опасался, что могу заставлять ребят ждать себя или даже что мне придётся сойти с маршрута. Слишком серьёной была травма, полученная на Московском марш-броске перед стартом двумя неделями ранее. Про ахиллово сухожилие я уже писал в отчёте об ММБ, повторяться не буду. Но скажу, что тренировки – это единственный способ чувствовать себя в горах уверенно. И не абы какие, а постоянные.

Те, кого ещё не коснулась проблема с ногами, пусть не читают эти строки легкомысленно. Если вы хотите пойти в поход, необходимость лечебной профилактики – вопрос лишь времени. Голень и колено – два самых слабых места у любого, кому приходится помногу бегать или ходить пешком. Тем более для тех, кто носит тяжёлые рюкзаки.

На самом деле, на фото у ребят рюкзаки как раз лёгкие, но с пончо этого так сразу и не скажешь

Если я всё правильно понимаю, ахиллово (пяточное) сухожилие работает в основном, когда при ходьбе опираешься на носок (например, на подъёмах), а если ступать па пятку, нагрузка на него уменьшается, но увеличивается на коленный сустав. А у меня после соревнований по ориентированию болело и то, и другое. Впрочем, первое сильнее, так что из двух зол я выбрал меньшее и больше старался ступать на пятку. И то ли в результате неестественно изменившейся походки, то ли просто “от старости”, но за несколько часов перед Клаузенпассом у меня резко заболело другое сухожилие – т.н. нижний удерживатель (см. изображение). Да так заболело, что я сразу понял: идти дальше нельзя.

В итоге меня спас бинт-бандаж, которым я перетянул голеностоп, и таблетка парацетамола. В заметке о легкоходной аптечке я уже писал, что анальгин и парацетамол – препараты одной группы, но у первого сильнее обезболивающее и жаропонижающее действие, а у второго – противовоспалительное. По крайней мере, это так, если верить информации в интернете. Поэтому я попросил у Юры таблетку парацетамола – чтобы предупредить возможное воспаление – и пожалел, что не взял хотя бы несколько штук сам, отдав предпочтение одному анальгину.

Ну, и раз уж заговорили о болячках, скажу и о самом неприятном за весь поход. Буквально на первом же нашем подъёме, на первом же привале Рик снял с себя сразу четыре клеща! Не знаю как описать мою реакцию… Дело в том, что из нас троих больше всего клещей боюсь именно я. Не столько потому, что это неприятно, сколько из-за энцефалита. Совершенно не хочется учиться в этом вопросе на своих ошибках.

Почему-то я был уверен в том, что клещей в Альпах нет или почти нет. Якобы их становится много только ближе к Уралу, а чем западнее, тем их меньше. Наивное, мягко говоря, предположение… Короче говоря, всю оставшуюся дорогу, как только мы заходили в кусты или высокую траву я тщательно проверял себя и бывало, что находил этих кровососов. Практически с первых дней я выучил у себя на ногах все родинки и знал, что если вдруг одна их них начнёт ползти, значит это он.

В итоге, ребят кусали несколько раз, а меня всего один, но зато как! Я обнаружил на себе клеща после спуска с перевала 2385 метров. До этого я проверял себя перед подъёмом на этот перевал, на высоте 1800 метров. Я специально указываю высоты, потому что, по идее, выше 1500 м клещи как бы не водятся. Я где-то слышал об этом ранее и почему-то тоже поверил. А, кроме того, всё это время шёл дождь, а в сырую погоду, как известно, они не так активны. В общем, мне “повезло”.

Сволочь так впилась в мою ногу, что вытащить её пинцетом не получалось даже с усилием. В итоге я, вопреки всем правилам, сдавил кровососа, выпустив весь “яд” в рану и оторвал тельце от головы, которая так и осталась глубоко в ноге. Для её извлечения мне пришлось вырезать маникюрными ножницами кусочек кожи и засыпать рану стрептоцидом.

Что вообще делать в таких ситуациях, тем более заграницей? Возможно, имеет смысл обратиться по страховке. Своевременно сделанная прививка имунноглобуина лишней не будет. Как сможете, звоните по номеру, который вам оставил российский страховщик, называете номер договора страхования и описываете случай. Делать это следует, по правилам наших страховщиков, до самостоятельного обращения к местному врачу. Собственно, я так и сделал, но, увы, “Альфа-страхование” не имело договорённости с клиникой в ближайшем ко мне городке, а ехать куда-то километров 15 времени не было. Поэтому совет #2: если вы путешествуете не по стандартным туристическим меккам, узнавайте территорию покрытия вашего страховщика предварительно.

Закончилось всё хорошо: мы обратились к местному доктору, который сказал, что в этих местах клещи не заразные и предупредил где нужно быть более осторожным. Денег не взял, за что ему отдельное спасибо. А ещё спасибо Рику, который помог мне вытащить клеща и переводил беседу с врачом. А вот есть ли в Швейцарии энцефалит мне не удалось выяснить до сих пор.

К концу первого же дня выявилась ещё одна проблема другого рода – поиск места ночёвки. В Швейцарии с этим есть некоторые сложности. Во-первых, очень много частных огороженных территорий. Во-вторых, огорожены они, как правило, под коров, которые, если и не пасутся на присмотренной вами поляне прямо сейчас, то вполне могут прийти туда в любое удобное им время. А если и не придут, то вы обязательно найдёте в самом лучшем месте для ночлега “горячий коровий привет”, и хорошо, если уже засохший, что бывает далеко не всегда.

Справа от Рика, под тентом видна чёрная коровья “лепёшка”. Не то что бы мы любим спать в дерьме. Просто вокруг его было ещё больше.

В-третьих, пастушьи изгороди вдоль дорог и полян хотя и слабые (невысокая проволока или лента на столбиках), но часто находятся под напряжением от мобильных генераторов электроэнергии как на фото ниже. Бьёт не смертельно, но ощутимо – мы с Юрой испробовали на себе. Ну и последнее: часто вблизи населённых пунктов бывает так, что даже если и есть хорошие места для ночёвок, находятся они на обозрении местных домов или ферм. Поэтому планировать день лучше так, чтобы не заходить в город очень поздно вечером (чтобы иметь возможность встать где-то рядом). Если, конечно, это позволяет ваш походный график. Впрочем, далее я ещё вернусь к этой теме.

Хитрая конструкция оберегает туристов от коров. Или коров от туристов… А может и вообще никого не оберегает, и швейцарцам просто лень следить за своими коровами?

А вот такие сюрпризы, как на фото ниже, в Альпах встретишь не часто, потому что домов, заброшенных охотниками или геологами, как у нас, там нет, а все турприюты содержатся соответствующими службами и не в сезон закрыты. Если и встречаются одинокие строения, то либо фермерские, либо пастушьи, и тоже закрытые. А здесь неожиданно для нас после одного из перевалов мы увидели небольшой домик, который был открыт и в котором мы нашли свечи, книги, макароны сахар, стол с лавками. Рядом протекал ручей, в котором мы набрали воду, приготовили незапланированный чай и пошли дальше, оставив свои автографы в находящейся там же путевой книге. Мол, такие-то и такие-то тогда-то были тут и идут дальше, в Монтрё.

Вообще, говоря о привалах, несмотря на масштаб и расстояние, это был возможно мой самый неспешный поход из всех. В день, как я уже писал, мы проходили в среднем не более 25 км, но при этом часто и иногда подолгу останавливались, в основном на еду, поэтому и ели мы тоже много. Ну а как не остановиться, если прямо перед тобой, например, вот такая красота:

Ели мы, я бы даже сказал, через чур много. В основном кулинарный ритм нам задавал высокий и тощий Рик, у которого метаболизм оказался не в пример сильнее нашего. Вот, мы встаём на привал, Рик достаёт нарезку колбасы или арахисовую пасту. Ну и как тут, просто смотреть на него? В общем, голодными мы не были ни разу, а иногда и переедали. Ни в какое сравнение с нашими 100 граммами гречневой каши на ужин, как мы это делали с Юрой на Кольском, это не шло. Даже после хижины, о которой я писал выше и где мы готовили чай, когда мы часа через три сбросили высоту, мы соблазнились каким-то горным ресторанчиком, где выпили немного пива и съели пирог с ревенем, после чего прошли ещё пару-тройку часов и встали на ночлег, где перед сном приготовили полноценный ужин.

Говоря о еде, самыми востребованными продуктами в этом походе оказались хлеб, сливочное мало и сыр. Позже масло мы стали заменять майонезом или паштетом. Ребята часто брали колбасу, но я старался покупать её редко – экономил.

А один раз нам досталось свежее фермерское молоко. Подойдя к какому-то хозяйству и спросив сколько оно стоит, нам предложили три стакана по франку (примерно 30 рублей) за каждый. Мы заплатили. В итоге, щедрая хозяйка вынесла нам графин на литр с небольшим молока, тарелку с разными сырами и немного хлеба, а про один из сыров сказала, что ему уже пять лет; он был порезан тоньше всего.

Вообще, с сырами в Швейцарии, всё хорошо, лучше, чем у нас, но, как я уже писал, покупать его нужно в специальных магазинчиках, торгующих натуральными молочными продуктами. Некоторые сорта сыра ценятся тем больше, чем они старше. В переводе на наши цена за килограмм колеблется от 700 до 2000 рублей.

Разница между обычным российским и швейцарским сыром, наверное, примерно такая, как между пакетированным чаем и чаем, привезённым из Китая. Я не хочу сказать, что тот же наш “Российский” сыр плох, отнюдь нет (бывает и в пакетах чай очень хороший), но сыр – это один из немногих продуктов, ассортимент которого в России не всегда большой, а если что и продаётся под швейцарской маркой, то не всегда лучшего качества, в чём убеждаешься, только побывав здесь, на его родине.

Страница похода
Часть 1: Выбор маршрута
Часть 2: Alpine Pass Route
Часть 3: Alpine Pass Route (продолжение)