530 км по Альпам, ч.3. Alpine Pass Route (продолжение)

Не меньше, чем горы, также впечатляет в Альпах и буковый лес. Хотя он, конечно, растёт не только здесь. На свете, наверное, мало людей, равнодушных к чему-то большому, на фоне чего человек смотрится маленьким. И буковые леса, помимо того, что они просто красивые, как раз и создают такое впечатление. Почти что как горы. В России я ни разу не видел таких больших лесов даже в тайге. А один раз мы видели заросли таких сосен, по сравнению с которыми даже бук смотрится крохой. Я сам с трудом верю в то, что пишу, но в высоту они были метров под тридцать. К сожалению, пока я не могу найти фото тех сосен, поэтому вам придётся поверить мне на слово. Но, как только найду, обязательно выложу, честное слово. А вот бук на моей плёнке немного остался:

Другим “весенним” подарком были цветочные поля. Встречали мы их, к сожалению, не так часто, да и бродить по ним особо не хотелось (лично мне из-за клещей, прежде всего), но на подъёмах и спусках несколько раз мы их пересекали. Только цветущий рододендрон мы увидели впервые уже под самый конец пути.


Вблизи рододендрон чем-то напоминает застывшие кораллы

Мне кажется, начинать ходовой день лучше с подъёма, чем со спуска, потому что на спуске нагрузки на ноги выше, и они просто выматываются. По ощущениям это даже тяжелее подъёма, т.к. подниматься можно с остановками и неспеша – это сродни утренней зарядке, когда мышцы разогреваются и ты набираешь нужную физическую форму. А вот на спусках, на длинных, прежде всего, ты не набираешь ничего, кроме усталости в коленях.

Кстати, есть вариант прохождения Альп наподобие нашего, только без всех этих трудностей, связанных с большими пешими переходами. Я имею в виду велотуризм. Маршрут Via Alpina, по которому мы шли, имеет свою велосипедную “нитку”, в некоторых местах пересекающую пешеходную. Подъёмы на двух колёсах будут, разумеется, тяжелее, но зато спуски легче. И можно брать с собой меньше продуктов.

Думая обо всём этом, мне пришла в голову немного шальная идея взять с собой в подобный поход самокат с большим дорожным просветом, широкими колёсами и, обязательно, тормозами (если такие есть). Именно в Альпах с таким самокатом можно было бы подниматься в гору на подъёмниках, а спускаться уже по тропам. Это немного экстремально и сродни велосипедному даунхиллу, но при определённых умениях всё же возможно. Почему нет? А, главное, это позволит увидеть все те дикие горные красоты, которые недоступны на асфальтированных велосипедных дорожках. Правда, до сих пор я ни разу не слышал о подобном способе передвижения в горах.

Конечно, наш поход сложно назвать полностью автономным. Абсолютно каждая долина в Швейцарии кем-то заселена. Если даже в ней нет города, то обязательно есть деревня, живущая за счёт туризма или скотоводства либо же какие-то фермерские постройки. Только хребты, снежники и высокогорные перевалы остаются необжитыми. А на многих склонах долин кого-нибудь да можно встретить.

Не знаю есть ли в Швейцарии деление маленьких населённых пунктов на сёла и деревни. У нас считается, что село – это то, где есть церковь. У тут, как мне кажется, границу можно было бы проводить на наличию магазина. В совсем маленьких деревнях магазинов нет.

На фото выше, возможно самая глубокая долина в мире, именно из тех, что заселены. Рик про неё что-то такое нам рассказывал. Высота склонов в этом месте доходит до 1000 метров. Кстати, подъёмы в тысячу метров к концу первой недели мы начинали набирать за три часа. Уже неплохой результат. А к концу второй недели я почувствовал, что окончательно набрал форму и готов идти дальше ещё очень долго, проходя в день по два, а то и по три больших перевала. На подъёмах усталость, конечно, заметна, но, по сравнению с началом похода, дыхание восстанавливается гораздо быстрее.

А вот на этом фото – самая высокогорная железная дорога в мире. Отсюда, с этой станции идёт туристический поезд к самому большому в Евразии леднику протяжённостью 27 км. Конечная станция находится на высоте более 3000 м. Наверное мы потратили бы время и поднялись туда, наверх, если бы ни стоимость поездки 112 франков (4000 рублей) за полчаса дороги.

Оборудованный спуск на нашем первом большом перевале

В день, когда мы взяли перевал, на котором впервые использовали ледорубы и кошки, на спуске Рик, предупредив нас, прибавил ходу и оторвался вперёд примерно на час. До этого, идя по тропам, мы могли расходиться, но не на такие расстояния, стараясь держать друг друга на виду. Наверное, из нас троих это свойственно больше всего именно Рику – сказывается опыт прохождения многокилометровых троп в одиночку: свои привычки, свой темп…

А мне нравится идти втроём. Я думаю, что для любого похода это оптимальное число участников. Но, задумавшись как бы я хотел пройти эту тропу в другой раз, я решил, что было бы очень интересно сделать это как раз одному, тем более, что тут совсем не опасно, учитывая заселённость швейцарских (да и любых других) Альп.

По этому поводу Рик рассказывал нам интересную историю как двое американцев решили идти Тихоокеанскую тропу (4000 км) вдвоём и буквально перед самым финишем, километров за 60, один из них не выдержал и сошёл. Во-первых, потому что скурпулёзная подготовка обернулась для них слишком тяжёлым снаряжением, из-за которого у них возникли проблемы с ногами. А, во-вторых, потому что, по словам Рика, вдвоём, будучи замкнутыми на самих себя, такие походы ходить тяжело.

Наверное, в этом есть своя правда. Хотя лично я всё же считаю, что к походу группой готовиться психологически нужно совсем иначе, и что в какой-то момент проблемы твоего напарника могут стать важнее поставленной общей цели. Правда, с другой стороны, всё это теория, и как оно там, на таких расстояниях, мне сложно судить.

На фото выше – мой рекорд по закаливанию: в шортах и в футболке при +4 С. Узнал я об этом не сразу. Я чувствовал прохладу, но не обращал на неё должного внимания пока в долине, где мы шли, ни пошёл снег, сначала мелкими крупинками, а затем и настоящими хлопьями. Тогда я посмотрел на термометр и сверился с термометром Рика. Всё верно: +4 С. А мне практически не холодно. Значит, поставлен новый рекорд!

Но этой теплоте, конечно, были свои основания. Во-первых, я был в шапке. А шапка при любой, даже минимальной одежде даёт хороший запас тепла. Во-вторых, я был под зонтом, и поэтому не мок от осадков. А, главное, на последней стоянке перед выходом я хорошо и калорийно поел. Орехи, колбаса, сыр, майонез – вот и весь секрет. Человек как батарейка: заряжается топливом и затем выделяет тепло.

Наш самый большой и крутой перевал, высота около 2800 метров…


…и вид с седловины

К слову, весь маршрут мы прошли без газа, на одних дровах. У нас была с собой спиртовая горелка и совсем немного таблеток сухого спирта, но основной расчёт был на дровяную печь. И, надо сказать, что по этой причине горячий ужин был у нас не всегда. В общем-то, ничего страшного, учитывая сезон, в этом не было, погода позволяла нам обходиться и холодной пищей, но наша экономия на граммах (на газе) привела в итоге к растратам другого рода: мы часто покупали колбасу, паштеты, какие-то пасты в тюбиках… Словом, основу нашего рациона составляли перекусы, которые мы делили как хотели на завтрак, обед и ужин. Я это всё к тому, что, если бы мы стабильно, утром и вечером, готовили горячее (что в нашем темпе мог бы позволить только газ), то больше покупали бы круп или каких-то супов и в итоге потратили бы меньше денег.

Страница похода
Часть 1: Выбор маршрута
Часть 2: Alpine Pass Route
Часть 3: Alpine Pass Route (продолжение)
Часть 4: Энгельхорн
Часть 5: Tour du Mont Blanc
Часть 6: “Техническая” информация

Оставить комментарий

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s

%d bloggers like this: